02-11-2018 22:46

Аэропорт Уктус в Чкаловском районе: описание, история

Уктус – аэропорт в Чкаловском районе города Екатеринбурга. Один из первых гражданских аэродромов Урала, действовавший с 1923 года. В последнее время техническое состояние объекта перестало соответствовать строгим нормам гражданской авиации, и в 2012 году он был исключен из Госреестра. На базе авиаотряда Второго Свердловского авиапредприятия создана АО «Авиакомпания Уктус», выполняющая частные авиаперевозки. С 2016 года на данной территории действует ОЭЗ «Титановая долина», один из субъектов которой занимается лицензионной сборкой ближнемагистральных самолетов L-410.

Что такое аэропорт Уктус

Как перевезти кота в самолете: советы туристамВам будет интересно:Как перевезти кота в самолете: советы туристам

Это бывший основной гражданский аэродром города Свердловска, административно относится к внутригородскому району Чкаловский. Расположен на северо-западной оконечности города Арамиля, в 10 км от юго-восточных окраин Екатеринбурга и в 20 км от его центра. В 5 км севернее в 1930 году построен аэропорт Кольцово, сегодня являющийся главными воздушными воротами Свердловской области.

Аэропорт Уктус имеет статус совместного базирования. В частности, здесь размещается база 695-го авиационного ремонтного завода МО России, а также отдельная вертолетная эскадрилья ВВ МВД.

Не знаете, как узнать приземлился ли самолет?Вам будет интересно:Не знаете, как узнать приземлился ли самолет?

Объект находится в удобном месте, на равнинной территории (196 м над уровнем моря). Здесь оборудованы 2 взлетно-посадочных полосы:

  • асфальтобетонная 08/26 длиной 1803 и шириной 40 м;
  • грунтовая 08/26 длиной 1500 и шириной 70 м.

Аэродром предназначен для взлета/посадки ближне- и среднемагистральных самолетов (Як-40/42, Ан-12/24), транспортников (Ан-74), вертолетов, а также более легких летательных аппаратов.

Что такое аэропорт Уктус

Начало славных дел

В 1923 году было образовано Российское общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Этот же год стал отправной вехой в создании и развитии гражданской авиации на Урале. Объединенные общим порывом добровольцы собрали средства на приобретение самолета «Красный Урал».

До конца 1923 года Уральское отделение ОДВФ принимает решение приобрести три самолета для агитационных перелетов и связи с городами области. Параллельно началось оборудование посадочной площадки в районе Уктусского тракта, которая впоследствии стала базой для аэропорта Уктус – первого в Свердловске. Всего для покупки самолетов собрали 6,8 млн рублей, на которые в Москве приобрели три «Юнкерса». После демонстрации на аэродроме самолетам присвоили имена «Красный Урал», «Уральский комсомолец» и «Смычка».

Памятник работникам аэропорта Уктус

Довоенный период

К концу 20-х годов в небе над областным центром летало уже довольно много аппаратов самых разных конструкций и расцветок. 22 июля 1928 года была открыта первая воздушная линия, связавшая Свердловск с Москвой. Первопроходцем ее стал уральский летчик Федор Кононенко. Планом пятилетки предусматривалось создание воздушных линий от Свердловска до Соликамска, Серова, Тюмени, Магнитогорска, Перми, Сургута и других городов. Все это привело к необходимости возведения регулярно действующей ВПП и к концу 1928 года было принято решение о ее расширении и строительстве инфраструктурных объектов.

Днем рождения аэропорта Уктус считается 1 января 1932 года. К этому времени было закончено строительство аэродрома, который включал в себя:

  • аэровокзал;
  • гараж;
  • ремонтные мастерские;
  • бензохранилище;
  • медпункт;
  • метеостанцию;
  • радиотелеграф.

Пассажирское сообщение было налажено прежде всего с Москвой, Челябинском, Магнитогорском, Иркутском, Новосибирском. По размерам и оснащению Уктус являлся одним из главных аэропортов СССР.

В годы ВОВ многие уктусские летчики служили на фронтах войны либо отправлялись в командировки. В честь их самоотверженного труда и боевых подвигов был открыт памятник работникам аэропорта Уктус.

ОАО

Послевоенные годы

Начало освоения вертолетной авиации происходило с вертолетов Ми-1 и Ми-4, серийный выпуск которых начался в 1956 году. Они использовались для геофизических съемок, в санитарной авиации, патрулировании лесов, авиахимических работах и других видов спецприменения.

В 1966 году зимой экипаж космического аппарата с космонавтами на борту Беляевым и Леоновым отклонились от заданной траектории приземления, и посадка произошла в тайгу Пермской области. На поиски космонавтов вылетел уктусский экипаж вертолета Ми-4 под командованием Львова. Спускаемый аппарат с космонавтами был обнаружен, и им была сброшена теплая одежда и запас продуктов.

В 1960-1970 годы интенсивность полетов постоянно увеличивалась. В день осуществлялось до 50 гражданских рейсов и более, не считая вылетов вертолетов. К этому времени территория вокруг аэродрома была плотно застроена городскими кварталами. Настала необходимость вынести объект за границы Свердловска. В 1984 году завершалось строительство новой ВПП в Арамиле. В 1985 году аэропорт Уктус перебазировался на созданную площадку близ Арамиля.

По мере ухудшения экономического и политического климата в стране, количество рейсов постоянно снижалось. К 1991 году интенсивность уменьшилась до 30 вылетов в день, и это в высокий летний сезон. Зимой их число было и того меньше.

Аэропорт Уктус в Чкаловском районе Екатеринбурга

Новейшее время

В 1995 году в аэропорту началась глобальная реконструкция. Стала меняться вообще вся деятельность предприятия – целью стало развитие бизнес-авиации. Летным и наземным составом в довольно сжатые сроки была освоена эксплуатация самолетов Як-40 и Ан-74.

Впрочем, ситуацию нельзя было назвать радужной. В 1996 году количество вылетов ОАО «Аэропорт Уктус» не превышало и 10 в неделю. Основным транспортным средством были Ан-2 и Ан-24. С 2002 года в Уктусе началась эксплуатация нового комфортабельного самолета Ан-74, который отвечает всем требованиям международных полетов. Первый вылет был выполнен 1 ноября 2002 года под управлением пилота-инструктора В. А. Куртяна.

В 2004-м предпринимались попытки возродить деятельность аэродрома. Было обновлено здание аэровокзала, модернизирована ВПП, заменено навигационное оборудование. На самолетах Як-40 и Ан-74 осуществлялись чартерные рейсы, в том числе за рубеж. Впрочем, несмотря на обновление летного парка, в 2012 году Второе Свердловское авиапредприятие было объявлено банкротом.

Сборочная линия Diamond DA 40

Современное состояние

Сегодня аэропорт Уктус переживает не лучшие времена. Ужесточение требований к региональным авиаперевозкам привело к прекращению внутренних регулярных рейсов. При этом территория позволяет расширить и удлинить ВПП. Неоднократно вынашивались планы модернизации и реконструкции комплекса, однако амбициозные проекты пока не реализованы.

С целью сохранения объекта на его базе создана особая экономическая зона «Титановая долина». В технических помещениях и ангарах запущен ряд производств, в том числе выпуск многоцелевых 19-местных самолетов Let 410 Turbolet, легкомоторных Diamond DA 40. Также осуществляются частные коммерческие полеты авиакомпанией "Уктус".



Источник