Разработанный конструкторским бюро имени Туполева в 60-х годах прошлого века Ту-154 занял особое место в дальнейшем развитии советской авиации. Этот трехдвигательный реактивный самолет предназначен для перелетов средней дальности. Он был создан на замену устаревшей модели Ту-104.
В отечественном производстве именно Ту-154 стал самым массовым. Его сборкой занимались вплоть до 2013 года. Воздушный лайнер стал настоящей легендой не только в пределах Советского Союза, но и по всему миру.
История создания
Вам будет интересно:Гостиничная индустрия: история возникновения, условия, услуги. Тенденции развития гостиничной индустрии в России
Разработкой нового воздушного судна занялся главный конструктор бюро имени Туполева — С. Егер. Начало было положено в 1963 году. Салон Ту-154 должен был заменить пассажирам устаревшие модели салонов Ан-10, Ту-104 и Ил-18. Задача перед конструктором стояла не из простых: самолет не должен был уступать по летным и техническим характеристикам своему конкуренту "Боингу-727".
Но началось все с того, что руководство "Аэрофлота" тех лет выдвинуло новые требования к среднемагистральным летным машинам. В Ту-154 предлагалось совместить взлетно-посадочные характеристики Ан-10, способность развивать скорость, как Ту-104 и возможность летать на расстояния, как Ил-18. То есть Ту-154 должен был заменить на воздушных трассах все три вышеупомянутые машины.
Вам будет интересно:Гостиницы Алексина Тульской области. Описание и фотографии
Первая разработка была выпущена в 1966 году, а через три года ее выставили на авиационной выставке Ле-Бурже. Согласно отзывам пассажиров, испытавших полет, как на Ту-104, так и на Ту-154, салон у второго воздушного судна был более комфортным. К тому же, на борту установили новомодную систему автоматического регулирования давления внутри фюзеляжа.
Изначально проект имел два типа: грузовой, который мог перевозить до 25 тонн груза на расстояние в 2700 километров, и пассажирский. После выставки в Ла-Бурже самолет не раз дорабатывался и проходил множество воздушных и наземных испытаний. В итоге, "Аэрофлот" получил свой первый Ту-154 с салоном повышенной комфортности в 1970 году.
Однако первое время его использовали для перевозки корреспонденции, и именно в этот период обнаружились недоработки в надежности некоторых конструкционных частей. Впоследствии их исправили. Первые пассажиры вошли в салон самолета Ту-154 лишь в 1972 году.
Салон
Салон Ту-154 оборудовали удобной системой кондиционирования, установили три туалетных комнаты, а над креслами расположили достаточно вместительные багажные полки для ручной клади. Согласно отзывам пассажиров, данный тип ВС не уступал по комфорту зарубежным аналогам 80-х годов прошлого века.
Максимальное количество пассажиров, которое может вместить внутри салон Ту-154, составляет 180 человек. Кресла расположены слева и справа по борту. В связи с тем что Ту-154 вышел в массовое производство, то и модификаций у него было много. Различаются они вместимостью и дальностью полета.
С учетом того, что в 2013 году Ту-154 был выведен из производства, на смену ему был разработан Ту-204, являющийся на данный момент основной машиной в компании Red Wings.
Модификации Ту-154
Какие модификации есть еще у салона Ту-154? Фото наглядно показывают разницу между улучшенной версией Ту-154А и Ту-154Б, хотя основные изменения произошли все же в техническом оснащении бортов. Например, последний получил дополнительный топливный бак и аварийные выходы в хвосте. А указанная выше вместимость в 180 человек в условии одноклассовой компоновки коснулась модификации Ту-154Б-2.
Самой популярной модификацией стал Ту-154М. Это улучшенная версия Ту-154Б-2. На него установили реактивные двигатели и улучшили авионику, благодаря чему повысилась эффективность экономии топлива и увеличилась дальность полета.
Варианты компоновок салона
В последние годы эксплуатировались как одноклассные варианты, так и двуклассные:
По фото салона самолета Ту-154 и по отзывам пассажиров, можно понять, что это воздушное судно также имеет свои худшие и лучшие места. Разберем их на примере двуклассной компоновки.
Безусловно, самыми лучшими местами являются кресла бизнес-класса. Они более мягкие и у них большой шаг. Люльки здесь не устанавливаются, то есть плач младенца не мешает перелету. Менее комфортными в "бизнесе" считаются места, расположенные в четвертом ряду, так как рядом с ними у большинства моделей ВС находятся туалетные комнаты и перегородка, отделяющая "бизнес" от "эконома". Но на некоторых бортах туалет в этой части отсутствует.
В эконом-классе крепежная система для люлек находится сразу за "бизнесом" на пятом ряду, поэтому в этой зоне, помимо туалета, комфортный перелет может быть потревожен детьми, шумом от очереди в туалет и неприятными запахами. Однако сам пятый ряд обладает рядом преимуществ: перед ним нет кресел, а значит, никто не сможет откинуть спинку сидения на колени пассажиру.
Самыми комфортными местами, согласно отзывам, были отмечены кресла в 11 и 19 рядах. Они находятся около аварийных люков и места для ног здесь намного больше. Самые некомфортные места расположены в 28 ряду, так как рядом с ними находятся туалетные комнаты, плюс спинки кресел здесь не откидываются, так как позади расположена стена туалета. К тому же, так как двигатели лайнера расположены в хвостовой части, то и шума здесь от них намного больше.
Технические характеристики
Согласно техническим характеристикам, Ту-154 имеет длину в 47,9 м, а высоту — в 11,4 м. Размах крыла составляет 37,55 м и судно считается монопланом. Ширина фюзеляжа равняется 3,8 м.
Максимальная дальность полета усовершенствована до 3600 километров, а потолок высоты, на который Ту-154 может забираться во время выполнения рейса, — 2200 метров. Максимальная скорость, которую может развивать лайнер, — 900 км/ч. Количество членов летного экипажа варьируется в зависимости от модели борта, например, на Ту-154М — 3 человека, на Ту-154Б — 5 человек.
Интересные факты и отзывы пассажиров
По каждой модели самолета можно найти статистику, как распорядилась с ней судьба. У Ту-154 73 борта были полностью разрушены после катастроф, около 90 самолетов порезано на металлолом, а 190 железных птиц все еще ожидают этой участи, в одном экземпляре был открыт ресторан, а 24 воздушных судна превратились в музейные экспонаты. Однако около 270 самолетов все еще бороздят просторы воздушного пространства и более сотни из них находятся в отличном состоянии.
Всего за 20 лет выпуска было создано 1025 бортов различных модификаций. И интересным фактом является то, что Ту-154 разрабатывался с нуля, а не на основе уже имевшихся военных моделей, как это происходило с его предшественниками.
У Ту-154 также имеется свой рекорд дальности полета. Установлен он был на рейсе Москва-Якутск и равнялся 4800 километрам.
По пассажирским отзывам, воздушное судно было более чем комфортным в советские годы, но на сегодня практически все салоны эксплуатируемых бортов выглядят удручающе. Минусом полета является сильная вибрация по всему салону, идущая от хвостовых двигателей.
На авиационных форумах некоторые пассажиры высказываются за полное снятие с эксплуатации Ту-154, так как считают, что его технические данные сильно устарели. Многие даже пишут, что боятся лететь на таком "старье". Однако стоит учитывать, что жизнь любого воздушного судна зависит от его своевременного технического обслуживания, и чем качественнее оно происходит, тем дольше может служить машина во благо людям.