Этот относительно старый трехпролетный мост, перекинутый через Москву-реку, является частью трассы Третьего транспортного кольца между заводом имени Лихачева и Даниловским районом столицы. Изначально здесь находился Староданиловский мост, построенный из дерева.
В 1959-1961 годах капитальный мост был сооружен по проекту инженера Гипротрансмоста Терехина С.Я. и архитекторов Яковлева К. Н. и Яковлева Ю. Н.
Деревянный мост
Вместо нынешнего Автозаводского моста раньше переправой через реку служил деревянный мост, именовавшийся Староданиловским. Он был построен по проекту Калмыкова Н. Я. в 1915-1916 годах в целях обслуживания бурно развивавшихся в те времена южных окраин Москвы. Располагался он по трассе современного Новоданиловского проезда, чуть дальше, чем современный мост – ниже по течению в 300 метрах. Имела та переправа 3 пролета (70 метров) с центральной подъемной секцией протяженностью 20 метров, которая поднималась на два метра в высоту для пропуска судов. При этом речные корабли складывали свои мачты, чтобы пройти под ним, однако этого было недостаточно.
Вам будет интересно:Плато Хортон (Шри-Ланка): описание, как добраться, отзывы туристов
В процессе реконструкции всего речного хозяйства в 1930-е годы Староданиловский деревянный мост был все же сохранен. Во времена СССР на нем были проложены 2 пути для трамваев и оборудованы 2 полосы для движения автомобильного транспорта.
Строительство Автозаводского моста
В Москве в 1953 году было вынесено решение о замене старого моста. До этого была сделана попытка антисептирования (консервации) верхних частей ферм моста, который к тому времени начал гнить. Следует отметить, что начиная с 1953 года все деревянные конструкции обрабатывались антисептиками для предотвращения гниения. Однако подобная процедура не могла улучшить пропускную способность, в связи с чем в 1959 году началось строительство нового Автозаводского моста. Старый, Староданиловский, прослужил до открытия нового вплоть до 1961 года. Невдалеке от нынешнего моста еще видны сохранившиеся опоры старого деревянного сооружения.
По новому мосту до 1986 года ходили трамваи, идущие от метростанций "Тульская" и "Автозаводская" и до станции "Пролетарская". В связи с ремонтными работами с 1986 года движение трамвайное было отменено и вновь восстановлено в 1988 году. На тот момент ветка стала тупиковой – за мостом находилось оборотное кольцо. В 1992 году трамвайные линии были убраны окончательно.
Особенности конструкции и характеристики современного моста
Мост имеет три пролета (148 м – центральный и по 36,4 м – боковые). Общая протяженность, вместе с береговыми строениями, составляет около 900 метров при наибольшей ширине 43,4 метра. В середине руслового пролета мост оборудован шарниром. Основой конструкции в поперечном сечении являются 4 коробчатые балки. Ширина последних – 5,5 метра, высота – 7,5 метра над опорами и до 2.65 метра в замке пролета.
Сами балки являются сборными, состоящими из коробчатых элементов весом около 160 тонн. Затяжка обеспечивается 576 стальными тросами диаметром 45 мм. Как и на Беговом путепроводе и на мосту для поездов метро в Лужниках, для перекрытия пролетов боковых Автозаводского моста использовалась не совсем удачная конструкция балок.
Сразу же при эксплуатации был выявлен недостаток конструктивной схемы и способа сборки, из-за которой происходит постепенная деформация строения пролетов с проседанием замка свода. Просадка к 1990 году составила 1.3 м от расчетной высоты. Главной причиной подобной проблемы стал упрощенный метод сборки.
Последние ремонтные работы
В 1992 году мост пришлось закрыть на ремонт. Работы по реконструкции продолжались до 1996 года, но основной недостаток системы с шарниром устранить не удалось. Второй раз мост был закрыт в 2000-2001 годах, после чего он был включен в Третье транспортное кольцо. При ремонте была произведена замена боковых пролетов того самого «лужниковского типа» и были установлены боковые эстакады на съездах.
Осенью 2016 года на Автозаводском мосту движение было ограничено в связи с очередными ремонтными работами, что создало довольно серьезные заторы на третьем транспортном кольце. Ремонт закончился летом 2017 года.