Италия является одной из самых старых европейских стран. Именно на ее земле появлялись великие художники, архитекторы, скульпторы. Они оставили нам в наследие великолепные произведения, которые человечество хранит в различных музеях и галереях. Боргезе - одна из них.
История галереи
История галереи Боргезе начинается в 1660 году, когда кардинал Сципионе Боргезе начал скупать произведения искусств и размещать их в родовом доме "Казино Нобиле". Став кардиналом в двадцать семь лет, Боргезе заведовал музеями Ватикана. Он не стеснялся никого и ничего, чтобы добыть интересующие его шедевры и пополнять свою коллекцию. Благодаря его стараниям в ней появились произведения Рафаэля и Джузеппе Чезаре.
Вам будет интересно:Замок Нойшванштайн: где находится, как добраться, описание, история, фото
Здание подвергалось реконструкции несколько раз. Окончательный вид дом получил при Маркантонио Боргезе, который перестроил строение в классическом стиле, расширил залы и укрепил стены. В 1807 году большая часть архитектурных элементов и скульптур, а также картины галереи Боргезе были проданы Наполеону, которые затем перешли в собственность Лувра. К настоящему моменту восстановлена большая часть скульптур по чертежам восемнадцатого века. Все они установлены внутри и перед домом "Казино Нобиле". Практически все залы в нем имеют индивидуальные названия, а произведения галереи Боргезе связаны между собой.
Вам будет интересно:Площадь Бастилии в Париже: описание, интересные факты. Достопримечательности Парижа
Адрес и расположение
Адрес галереи Боргезе в Риме: Виале дель Белле Арти, 131. Ближайшая станция метро - Spagna. Чтобы у вас не возникло путаницы, как добраться до галереи Боргезе, следуйте простой инструкции. Добираетесь до станции метро "Пьяцца Спанья". На выходе из метро расположены указатели в сторону галереи. По переходам идти придется минут пятнадцать.
После того как вы поднялись наверх, следует обогнуть наземный павильон станции, и через несколько метров вы увидите старинную кирпичную стену. Дальше ничего сложного: нужно дойти до перекрестка, перейти на другую сторону, пройти мимо памятника Байрону и выйти на улицу Виале дель Музео Боргезе. Все. Дальше идем по этой улице до самого входа в музей с огромным желанием увидеть все произведения в галерее Боргезе.
Вам будет интересно:Лучшие музеи Лиссабона: список с фото, отзывы туристов, советы перед посещением
Экскурсии
Чтобы попасть в галерею, не нужно стоять в очередях и приезжать засветло. Но если вы хотите пройтись по галерее Боргезе с экскурсией, тут необходимо постараться, потому что проводятся они только индивидуально. Стоимость услуг гида около ста пятидесяти евро. Билеты необходимо бронировать заранее на официальном сайте. Там же четко указывать время посещения и количество человек. Экскурсии есть как на итальянском, так и на русском языке. Продолжительность - два часа.
За это время гид расскажет о каждой хранящейся в галерее достопримечательности, приведет исторические факты, можно будет сделать фото. Произведения в галерее Боргезе - шедевры с уникальной историей, которые обязательно нужно увидеть. Те, кому посчастливилось побывать в музее, оставляют хорошие отзывы о русскоговорящих гидах, которые с не меньшим энтузиазмом и страстью рассказывают о шедеврах, чем итальянские экскурсоводы.
Давид
Высота этой великолепной скульптуры всего сто семьдесят сантиметров. Создана она легендарным скульптором Бернини в 1623-1624 годах. Это изображение одного из героев Библии, главной книги христианского мира, Давида, который готов был бросить камень в Голиафа. Бернини не просто так выбрал этот сюжет и этого героя. Во взгляде, в напряженной позе, в руках, застывших в напряжении, чувствуется вся сила ненависти, которую Давид готов вылить на Голиафа. Он смотрит на фигуру убийцы и вот-вот готов покарать его за совершенное зло. Давид застыл в позе, готовый метнуть камень из пращи и поразить врага.
Эта скульптура, как и многие произведения в галерее Боргезе, заставляет воспринимать увековеченное в мраморе, как настоящее, живое. Бернини исполнилось двадцать четыре года, когда он начал воплощать свою идею в жизнь, и закончил работу всего за семь месяцев. А это является большим достижением уже само по себе.
Аполлон и Дафна
Галерея Боргезе в Риме хранит и эту уникальную скульптуру высотой практически 2,5 метра. Сюжет родился из мифа. Согласно ему, ангел любви Купидон настолько был обижен насмешливым и презрительным отношением к себе Аполлона, что наказал его безответной любовью. В его сердце ангел пустил любовную стрелу, а в сердце Дафны, дочери речного бога, стрелу, которая убивает любовь.
Однажды Аполлон повстречал нимфу и влюбился в нее. Но девушка, каждый раз завидя Аполлона, бежала прочь. И как он не старался остановить любимую, она не слушала его. Однажды она взмолилась, чтобы боги спасли ее. Боги услышали и превратили Дафну в лавровое дерево, вечно зеленое и душистое. Скульптура очень динамичная, но, в то же время, обтекаемая и мягкая. Лучше всего осматривать композицию со всех сторон, чтобы в полной мере оценить всю полноту образов.
Истина
Скульптуры в галерее Боргезе поражают своей реалистичностью. Например, композиция "Истина" - это девушка, которая сидит на огромном камне. В правой руке наотмашь она держит солнце, а ногой опирается на земной шар. Когда скульптура увидела свет, специалисты сочли ее самой неудачной работой Бернини. Случилось так, что накануне его признали виновным в серьезных ошибках, которые чуть не разрушили колокольню Святого Петра при строительстве. Для мастера это стало сильным ударом. Работа над новой скульптурой помогла Бернини выйти из тяжелого душевного положения.
"Истина" задумывалась, как композиция из нескольких фигур, но так и осталась в том виде, в каком мы видим ее сейчас. Однако следом за этой работой скульптор создал гениальную - "Экстаз Святой Терезы". Произведение навсегда закрепило за Бернини славу гениального скульптора и архитектора.
Полина Боргезе Бонапарт в образе Венеры
Произведения в галерее Боргезе имеют и частную историю. В залах музея под неустанным присмотром специалистов обитает скульптура одного из лучших мастеров начала девятнадцатого века Антонио Канова. По заказу Наполеона Бонапарта, самого могущественного человека того времени, Канова создал шедевр - скульптуру, главной героиней которой стала родная сестра Наполеона Полина.
Она была девушкой уникальной. По словам современников, она сочетала в себе идеальные пропорции тела, внешнюю красоту с невероятной распущенностью, которая даже по тем временам поражала людей. Полина была замужем за одним из членов семейства Боргезе, но успевала крутить многочисленные романы на стороне. Наполеон очень любил свою сестру, жаловал ей титулы и имущество. В свою очередь, Полина приложила все усилия, чтобы вытащить брата из тюрьмы во время его громкого политического процесса, а затем единственная просила разрешения жить с ним в ссылке, на острове Святой Елены.
Тициан
Экскурсия по галерее Боргезе не может быть полной без знакомства с картиной Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Эта картина была и остается самой загадочной работой художника. Судя по историческим документам, картина была заказана влиятельным политическим деятелем, одним из руководителей Венецианской республики Никколо Аурелио в качестве свадебного подарка для своей супруги. На картине изображены две женщины, олицетворяющие собой любовь плотскую и любовь духовную, своеобразный идеальный союз супружеской пары. В руке женщины, олицетворяющей земную любовь, находится огонь, другая же, полная ее противоположность, роскошно одетая, спокойная и гармоничная женщина - символ духовности. Между ними маленький Амур играет плодами шиповника.
Юноша с корзиной фруктов
Создателем этой картины является Караваджо, знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения. Он был совсем еще юным, жил у прелата Пандольфо Пуччи, с большим талантом писал картины на подобные тематики.
Картина много раз становилась предметом горячих споров у деятелей искусств. Бытовало мнение, что юноша на портрете и корзина с фруктами в его руках были написаны разными художниками. Однако со временем ученые пришли к выводу, что такой резкий контраст в написании картины и был истинной целью Караваджо. Юноша написан в мягкой манере, фрукты же изображены довольно жесткими, короткими мазками.
По словам современников художника, он тратил на изображение вазы с цветами, например, столько же времени, сколько и на полное изображение человека. В этом была особенность работы мастера. Все его герои получались живыми, реалистичными. В частности, юноша с фруктами изображен в сдержанных, но сочных тонах, что наполняет картину силой жизни и радости.
Еще одной особенностью картины является уникальный свет, свойственный работам исключительно Караваджо. Такое освещение специалисты называют "подвальным", так как мягкий свет падает лишь на те участки, которые художник хотел выделить и показать: лицо, шею, руки, плечи, и, конечно, корзину с фруктами.
Также между искусствоведами шел спор о том, кто же все-таки изображен на картине. Некоторые склонялись к тому, что Караваджо изобразил на полотне себя, так как были известны случаи, что художник, будучи не в состоянии заплатить натурщику, писал сам себя с зеркального отражения. Это доподлинно известно о картине "Больной Вакх". Сейчас же, по свидетельству документов, точно известно, что на картине изображен давний друг художника Марио Миннити, с которым он прожил более шести лет.