Бруклинский мост - одно из самых знаменитых инженерных сооружений в Америке. Это один из старейших висячих мостов в мире, длина которого составляет 1 825 метров. Он проходит над проливом Ист-Ривери, соединяя между собой два района Нью-Йорка - Манхэттен и Бруклин. Когда были закончены работы по его возведению, он являлся самым крупным висячим мостом на планете, первым, в конструкции которого применялись стальные прутья. Также он построен из гранита, известняка и цемента. В настоящее время по нему осуществляется пешеходное и автомобильное движение, сам мост фактически состоит из нескольких составляющих. Части, находящиеся по сторонам, предназначены для автомобилистов, а средняя, которая находится на некотором возвышении, разделена между велосипедистами и пешеходами. В середине XX столетия его внесли в перечень исторических достопримечательностей, он остается одним из самых популярных в городе местом для прогулок и отдыха, а благодаря кинематографу превратился в один из символов города.
Рождение идеи
Вам будет интересно:Куда ехать с детьми в Турцию: обзор курортов, отзывы
Идея возведения Бруклинского моста впервые появилась в 1800 году у ландшафтного архитектора и плотника Томаса Паупа. Он соорудил деревянный мост, которому не хватало прочности, к тому же выяснилось, что он мешает судоходству по реке Ист-Ривер.
Вам будет интересно:Красивые места в Тульской области: описание с фото, лучшие достопримечательности, интересные экскурсии, необычные факты, события, описание, фото, отзывы и советы туристов
После этого появился проект строительства подземного тоннеля, но данное предложение отвергли, посчитав слишком трудоемким и дорогостоящим. На протяжении нескольких десятилетий приступить к работам не могли, решая большое количество возникающих трудностей. Решить все проблемы удалось архитектору Иоганну Реблингу, он предложил соорудить одинаковые башни высотой 80 метров, чтобы непосредственно на них опирались береговые пролеты, удерживалась подвесная часть.
Автор проекта
Именно благодаря архитектору Иоганну Реблингу Бруклинский мост был построен. Это известный немецкий мостостроитель и инженер, изобретатель стального троса. Он родился в Мюльхаузене в 1806 году, а в 1831-м эмигрировал в Америку.
Вам будет интересно:Что посмотреть в Лиссабоне: достопримечательности, интересные экскурсии, необычные факты о городе, события, описание, фото
Он был отцом девяти детей, пытался обустроить фермерское хозяйство, но после нескольких неудачных попыток уехал в Пенсильванию, где стал инженером-строителем. Там ему и пришла идея изобрести стальной трос и заменить им менее прочные пеньковые веревки. Вскоре спрос стал настолько высок, что Реблинг открыл фабрику по производству троса.
Компания стала семейным бизнесом, а в будущем здесь начали производить разную продукцию - от проволоки до прочных тросов. Когда к работе присоединился его сын, они вместе возвели несколько подобных мостов: два на территории Питтсбурга, остальные через реку Огайо в Цинциннати и на Ниагарских водопадах.
Проектное решение
Проект Бруклинского моста был разработан Реблингом и утвержден городским советом в 1867 году. Ему удалось найти оптимальное решение. Сам мост опирался на две огромные и массивные опоры, выполненные в неоготическом стиле. Они опирались на твердый скальный грунт.
Проведенные геологические изыскания доказали, что такой грунт располагается на значительной глубине. Потребовалось решение, которое позволило вытянуть мягкие породы. По предложению Реблинга были применены кессоны. Рабочие камеры заполнили воздухом, чтобы он смог противостоять давлению воды.
Над кессонами разместили гранитные плиты, под весом которых они и погружались в грунт. После выемки грунта кессоны заполнили бетоном, сформировав прочный и надежный фундамент Бруклинского моста.
Известно, что инженеры при проведении работ сталкивались с труднопроходимыми грунтами, для разрушения которых применялся динамит. Вынутый грунт на баржах сплавляли вниз по течению, где его сбрасывали в океан.
Болезни рабочих
С большим количеством трудностей пришлось столкнуться создателям Бруклинского моста в Нью-Йорке. Одна из них была связана с болезнями рабочих. Например, в качестве землекопов трудились преимущественно иммигранты, которые получали по два доллара в день. Обычными лопатами они выгребали камни, ил, гравий и оставшуюся подводную грязь с самого дна реки. На площадку для работы их доставляли в небольшом по размерам железном контейнере, в него нагнетался сжатый воздух.
Давление на дне реки и на поверхности при обратном подъеме отличалось, из-за чего в их крови постоянно выделялся азот, что приводило в сердечной недостаточности, сильным головным болям, зуду, онемению конечностей, судорогам. Иногда у людей случался паралич, зарегистрировано даже несколько смертей. Большая часть рабочих не выдерживала таких условий, увольнялась. Симптомы, с которыми они сталкивались, получили название "болезнь водолазов". Ранее с таким недугом сталкиваться не приходилось. Впервые он проявился только во время строительства Бруклинского моста в Нью-Йорке.
Жертвы кессонной болезни
Вам будет интересно:Достопримечательности Томска: обзор, фото и описание, советы туристам
Проблемы увеличивались, если кессон требовалось погружать на большую глубину. В этом случае давление на организм человека оказывалось еще более сильным. В результате каждому рабочему в таких условиях было разрешено находиться в камере не более четырех часов.
Тем, кто стал жертвами кессонной болезни, помогали опытные и профессиональные доктора. Ими руководил Смит, который выяснил, что сильнее этому недугу подвержены люди с плотным телосложением. Тогда их перестали принимать на работу. Окончательно установить механизмы этой болезни удалось только через 30 лет, тогда и были найдены способы, чтобы ей противостоять. Поднимать и опускать шлюзы стали медленнее, чтобы давление изменялось постепенно. В 1909 году в США были даже приняты законы о кессон-безопасности при проведении строительных работ.
В общей сложности, при строительстве Бруклинского моста в Нью-Йорке" от кессонной болезни, травм при взрывах и обвалов погибло около 150 человек.
Семья мостостроителей
Фактически работы начались в начале 1870 года. К тому моменту самого Реблинга уже не было в живых. Он получил травму, когда наблюдал за забивкой свай. Лодка, на которой он стоял, столкнулась с паромом. Ему раздробило ногу, пришлось ампутировать пальцы.
Летом 1869 года он умер от столбняка, оставив все дела по руководству строительством своему сыну Вашингтону. Ему было всего 32 года, он столкнулся с большим количеством технических проблем. Например, когда встал вопрос об использовании динамита, многие опасались, так как никто не знал, какой будет реакция в условиях сжатого воздуха. Кессоны могли разрушиться, что привело бы к гибели людей, поэтому Вашингтон сам организовывал взрывы, рискуя жизнью.
Когда в одном из кессонов возник пожар, он принял участие в его тушении, из-за чего провел в кессоне около суток вместо положенных четырех часов. При подъеме на поверхность у него были обнаружены характерные признаки болезни. Но так как пожар продолжался он отказался от госпитализации, отправившись на борьбу с огнем.
После очередного приступа его парализовало. Руководство по строительству моста взяла на себя жена Вашингтона. Ей пришлось самостоятельно осваивать инженерные науки, сопромат и высшую математику. Реблинг наблюдал за ходом строительством при помощи бинокля, проверяя схемы.
Супруга Вашингтона Эмили Реблинг первой пересекла Бруклинский мост, фото которого сразу после этого появились во всех газетах. Имена инженеров высечены на опорах моста.
Натяжная конструкция
Когда основа была собрана, приступили к протягиванию стальных тросов, на которых и должен был повиснуть главный пролет моста. Их технология была разработана Реблингом, которого к этому моменту уже не было в живых, но никто не знал, как она будет работать на такой длине. Чтобы подтвердить их прочность, механик перебрался через реку по одному из них. Это было грандиозное зрелище, за которым наблюдали несколько тысяч человек, а фото механика разместили все газеты.
Изначально тросы натягивались на высоте 87 метров. Дополнительные проблемы возникли из-за того, что совет директоров отказался заключать контракт с фирмой Реблинга, выбрав сомнительного поставщика. В результате во время работ один трос порвался, погибло несколько рабочих. Выяснилось, что поставщик применял некачественную проволоку, которая оказалась слишком хрупкой, что и привело к трагедии. После этого количество инспекторов, которые проверяли качество канатов, было увеличено.
Реблинги при расчетах заложили многократный запас прочности, поэтому даже с некачественными материалами несущая конструкция была безопасной. Дирекция после этого инцидента заключила новый контракт с фабрикой Реблингов.
Завершение
Работы продолжались 13 лет и были завершены только в мае 1883 года. Сегодня все знают, где находится Бруклинский мост, что подтверждает величие этой конструкции. Его строительство обошлось в сумму свыше 15 миллионов долларов.
На открытие прибыл мэр города Франклин Эдсони и американский президент Артур Честер. В Нью-Йорке был объявлен выходной, чтобы все желающие смогли прийти и увидеть это архитектурное чудо. В первый же день по мосту проехало почти две тысячи машин и прошло порядка 150 тысяч человек.
Но уже через неделю в народе прошел слух, что мост внезапно может обрушиться. Это привело к массовой давке, что стало причиной гибели 12 человек. Чтобы убедить окружающих в прочности конструкции по нему устроили проход двух десятков слонов из цирка, который в это время был в Нью-Йорке с гастролями. Значение Бруклинского моста огромно, он позволил объединить Нью-Йорк и Бруклин в Большой Нью-Йорк.
Обвинение в неадекватности
У Реблингов было много противников. После того как представители дирекции моста все же заключили контракт с их фабрикой на поставку тросов, они решили сместить Вашингтона, заявив, что у него психическое расстройство.
В ситуацию вмешалась его жена Эмили. В результате совет директоров большинством голосов сохранил за ним место главного инженера.
Современное состояние
По первоначальному проекту на мосту были предусмотрены два железнодорожные ветки для поездов метро, 4 полосы для конных экипажей, которые затем были предоставлены автомобилям, а над ними выделялась приподнятая пешеходная дорожка. Какое-то время по мосту ходили трамваи.
В 50-е годы прошлого века была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой движение метро остановили, зато для проезда машин теперь предназначено 6 полос.
С 1980-х годов на мосту сделали подсветку в ночное время, чтобы все знали, где Бруклинский мост, теперь он виден издалека даже ночью.
Любопытная находка
В 2006 году проводилась рутинная проверка состояния мостовых конструкций, в ходе которой была обнаружена удивительная находка. Новость о том, что обнаружили 12 лет назад на Бруклинском мосту, сразу же появилась в СМИ.
Инспекторы обнаружили помещение, похожее на те, что Реблинг планировал отвести под магазины. Оно было забито коробками с печеньем, водой, бумажными полотенцами и лекарствами.
Оказалось, что это бункер Бруклинского моста. Он предназначался для людей, которые выживут после ядерного удара по Нью-Йорку, которого американское правительство опасалось в разгар холодной войны. Большинство коробок было датировано 1957 и 1962 годами, когда ситуация в мире обострилась до предела.
Всего в этом бомбоубежище оказалось около 350 тысяч металлических банок с продуктами питания.
Частичное обрушение
Мост уже давно доказал свою прочность и надежность, но время от времени трагедии все равно случаются.
В июле 2014 года часть моста обрушилась, в результате инцидента пострадали пять человек. На пешеходную часть, когда там находились люди, обрушился декоративный фасад. Пять человек были доставлены в больницу, было установлено, что травмы у всех незначительные.
Интересные факты
Удивительно, что власти Нью-Йорка на протяжении долгого времени сдавали в аренду огромное отверстие под навесом моста, чтобы находить деньги на его дальнейшее строительство. В некоторых отделениях хранили шампанское и вино, алкоголь при стабильных температурах мог там находиться круглый год.