Это молодое государство считается одним из самых многонациональных в мире. Экзотическая страна, название которой переводится как "земля бенгальцев", не очень популярна среди туристов. Здесь нет развлекательных центров и фешенебельных курортов с роскошными пляжами.
Сюда устремляются путешественники, интересующиеся самобытной культурой и мечтающие познакомиться с древними архитектурными памятниками, многие из которых охраняются ЮНЕСКО. Однако здесь есть и закрытые для посторонних места, вызывающие у европейцев настоящий ужас.
Удобное место для утилизации судов
Вам будет интересно:Отдых в Набережных Челнах: базы отдыха, виды досуга, отдых с детьми
Бангладеш (на карте его можно найти в Южной Азии, на берегу Бенгальского залива, к востоку от Индии) - очень бедная страна с высоким уровнем безработицы и нищеты. Неслучайно именно здесь появился крупнейший в мире центр по утилизации судов, ведь в регионе избыток дешевой рабочей силы, а требования к охране труда отсутствуют.
Кроме того, широкие пляжи с уходящим в Индийский океан пологим уклоном способствуют выбранному способу демонтажа судов. А высокие приливы лишь упрощают "выброску" на берег металлических частей.
Настоящий филиал ада
Кладбище кораблей в Бангладеше (координаты: 22°20.304′ с. ш., 91°49.9008′ в. д.) находится в Читтагонге - втором по величине городе государства. Буквально за несколько лет побережье обросло многочисленными участками для судоразделки. На узких полосках земли всего за пару месяцев уничтожаются корабли, от которых ничего не остается.
Это страшное место, где каждый месяц случаются трагедии. Местные жители работают без выходных, отпусков, медицинских страховок, наплевав на технику безопасности. И делают это почти даром. Рабочие гибнут при взрывах, заживо сгорают в огне, задыхаются от скопившихся газов. И никто не ведет официальную статистику смертности.
Работа в невыносимых условиях
Все разборы судов, заканчивающих свою жизнь в Южной Азии, происходят самым примитивным образом: во время прилива приговоренная к "смерти" жертва выбрасывается на разделочную полосу кладбища кораблей в Бангладеше, намертво врастая в песок. Далее начинается утилизация: рабочие взбираются на борт судов и снимают все оборудование, а из топливных баков сливаются остатки технических жидкостей. Местные жители, вооруженные автогенами, режут стальные листы кораблей. Они вручную демонтируют корпуса судов, используя кувалды и паяльные лампы. Металлические части идут на переплавку, а снятое оборудование приводят в порядок и используют еще раз.
На судоразделочной верфи трудятся более 35 тысяч человек, и 20% из них - это дети до 14 лет, занимающиеся изнуряющим физическим трудом. Именно они являются самыми низкооплачиваемыми работниками, получающими всего по доллару в день.
Рабочий день начинается в семь утра и заканчивается ближе к полуночи. Работодатели игнорируют правило, которое запрещает проводить работы по утилизации в ночное время.
Индустрия, приносящая ее хозяевам баснословную прибыль
Судовладельцы избавляются от отработавших более 30 лет кораблей, извлекая из этого прибыль. Также и владельцы компаний, которые занимаются разбором списанных судов, сколачивают огромные состояния, ведь кладбище кораблей в Читтагонге считается крупнейшим поставщиком стали в стране. Они сделали уничтожение сухогрузов, лайнеров и танкеров отдельным бизнесом.
Ежедневно растущий "город"
Местные жители, которые не могут найти другую работу и берутся за эту от беспросветной нищеты, селятся в лачугах рядом с кладбищем кораблей в Бангладеше. Их жилища тянутся на десять километров вглубь территории, и площадь своеобразного "города" уже составляет примерно 120 км2. В поселениях живут и калеки, получившие травмы в результате несчастных случаев.
Для этих людей каждый день может стать последним, однако у несчастных нет никаких альтернатив.
Одно из самых закрытых мест для туристов
Путешественников здесь не любят, да и обычному человеку редко удается побывать на кладбище кораблей в Бангладеше. Любителям острых ощущений стоит быть предельно осторожными: незнакомцам тут точно не рады. И без сопровождения хозяев верфи попасть внутрь почти невозможно. А если кто-то увидит в руках чужака фотоаппарат, избежать неприятностей не получится, ведь правда о закрытой зоне негативно сказывается на имидже страны и ее властей.
Бизнес, который грозит техногенной катастрофой миру
Здоровью местных жителей, работающих на кладбище кораблей в Бангладеше без каких-либо средств защиты и ежедневно рискующих своей жизнью, наносится непоправимый вред. Длительное воздействие тяжелых металлов приводит к онкологическим заболеваниям.
В условиях, когда никто не думает о человеке и его здоровье, про экологию просто забывают. Основной проблемой, волнующей всех здравомыслящих людей, является загрязнение окружающей среды. Дело в том, что утилизация морских судов приводит к тому, что образуется большое количество опасных отходов, которые содержат асбест, свинец, стекловату. Они попадают в прибрежную воду, отравляя ее и землю. А во время сильных приливов огромные куски стали и песок, пропитанный токсичными отходами, уносятся в океан.
Хотя по правилам все вредные вещества должны сортироваться на месте, а затем от них следует избавляться соответствующим образом. А вот владельцы фирм по утилизации судов посчитали, что Индийский океан - это лучшее место для их уничтожения. В настоящее время как прибрежные воды, так и пляжи, впитавшие машинное масло и топливо, представляют собой настоящую зону экологического бедствия.